Сегодня мы поговорим о том, насколько нейропсихология может помочь нашим детям стать успешными, здоровыми, талантливыми.
Так кто же такой детский нейропсихолог и чем занимается?
Задачами детского нейропсихолога являются: поиск причин трудностей обучения и развития ребенка, выявление сильных и слабых звеньев психического функционирования, профилактика нарушений развития, коррекционно-развивающее обучение.
Кому чаще всего помогает нейропсихолог?
Это дети с трудностями обучения; либо одаренные дети, но неуспевающие в школе; дети, успевающие в школе, но в ущерб своему здоровью; педагогически запущенные дети.
С какими жалобами чаще всего приходят родители к нейропсихологу?
Мы разделим жалобы условно на три группы. Ведь проблемы в развитии возникают «не вдруг». Будущие проблемы в обучении, поведении могут зарождаться достаточно глубоко, еще во внутриутробном развитии. Могут выступать негативным фоном в младенческом периоде. Но наиболее отчетливыми они становятся в дошкольном и школьном возрасте, когда мимо них уже трудно пройти не заметив.
В раннем детстве необходимо обратить внимание на проявление следующих неблагоприятных симптомов:
- Ребенок медлителен или, наоборот, чрезмерно активен,
- Быстро устает,
- Ребенок неловок, неуклюж, постоянно спотыкается, «набивает шишки» на ровном месте.
- Капризничает, часто плачет.
- Ребенок не управляемый, быстро становиться как будто бешеным.
- Не сразу вас понимает, не откликается.
- Ребенок плохо понимает обращенную к нему речь.
- Ребенок пропустил какие-либо стадии развития: мало ползал, не ползал совсем, а сразу пошел, поздно заговорил.
- У малыша был повышен или понижен мышечный тонус, перенапряжение «лишних» мышц, поднятые плечи, руки и ноги в неудобном положении.
Проблемы в дошкольном периоде:
- Трудности с рисованием, раскрашиванием, с использованием ножниц;
- Сложности с удержанием ложки, карандаша (на пример: держит в кулачке и т.д.), с манипулированием шнурками и пуговицами.
- При выполнении какого-либо задания ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений.
- Ребенок не собран, «глаза смотрят в одну сторону, руки в другую».
- Трудности с удержанием внимания.
- Легко отвлекается, не может сосредоточится, быстро устает.
- Не может описать картинку, скопировать рисунок,
- Ребенок не может назвать реальное изображение на картинке.
- Не проявляет интереса к чему либо, какую-либо целенаправленную деятельность выполняет «из-под палки» или за вознаграждение.
- Ребенок эмоционально неустойчив.
Проблемы в школе:
- Плохо усваивает учебный материал.
- Пропускает, заменяет буквы; пишет буквы и цифры «зеркально»;
- Домашние задания выполняются долго и под пристальным вниманием родителя.
- Часты ошибки по русскому языку: пропуск букв, иногда слов, одно и тоже слово может написать два раза, или многократно повторить какой-либо элемент буквы, часты замены букв при письме; два слова могут писаться слитно, и т.д.
- При решении математических заданий: задача из трех действий выполняется неверно в одно действие; если в предыдущем примере надо было вычитать, ребенок продолжает и дальше вычитать, а не выполнять ту задачу, которая перед ним поставлена (например, складывать).
- Чтение достаточное, но плохо интонировано, монотонное, без ударений, как правило, страдает понимание прочитанного. Ребенок не может пересказать то, что только что прочитал.
- В почерке может наблюдаться микро и макрография.
- При письме в тетрадях не усваиваются такие понятие как «поля» и «красная строка».
- Ребенок агрессивен, эмоционально неадекватен.
Проявления каких-либо описанных выше симптомов должны насторожить взрослых. Они могут быть тенью более локальных проблем несформированности или дефицитарного развития определенных структур мозга.
Нейропсихологические методы и технологии призваны: помочь преодолеть сложности в развитии детей, скорректировать ход развития, преодолев неблагоприятные моменты, создать наиболее выгодные условия для максимального раскрытия талантов. Все это нужно делать в соответствии с законами психической деятельности мозга.
Отлично зарекомендовала себя нейропсихологическая технология «Метод замещающего онтогенеза», автором которой является известный нейропсихолог, стоявший у истоков зарождения детской нейропсихологии - А.В. Семенович. Данный нейропсихологический подход универсален, но направлен на формирование у конкретного ребенка (с его индивидуальными особенностями развития) максимально возможного уровня психологического развития.
Закончить статью хочется словами А.В. Семенович: «Любая текущая вредность слабее, чем генетически заданные ресурсы мозга ребенка. В памяти мозга содержаться все механизмы, необходимые для успешного психологического развития…».